Main Menu

Первый шаг к жизни на свободе

Первый шаг к жизни на свободе

Уголовно-исполнительная система страны переживает сегодня не самые лучшие времена. События прошлого года, связанные с побегом из следственного изолятора особо опасных преступников, гибель четырех его сотрудников заставили личный состав ГСИН, от контролера до руководства, пересмотреть свое отношение к должностным обязанностям и предназначение и потребовали резких внутренних преобразований в усилении режима содержания осужденных.

По мнению кадровых офицеров УИС, праздношатающийся по «зоне» зэк опасен вдвойне, при этом не столь важно, где он слоняется без дела — в закрытом учреждении или в колонии-поселении с щадящими условиями отбывания наказания. Трудовая занятость спецконтингента всегда была и остается одной из главных составляющих стабильности и безопасности пенитенциарных учреждений.

Первый шаг к жизни на свободеПри Союзе производственные мощности всей уголовно-исполнительной системы составляли чуть ли не пятую часть республиканского бюджета, ряд колоний работал даже на оборонку, 85% тюремного населения трудились. Сегодня из-за экономических трудностей в стране и хронического недофинансирования УИС восстановить былое мощное производство — задача не из легких. Отдадим должное руководству ГСИН: оно не сидит сложа руки и за счет внутренних резервов предпринимает конкретные шаги в реанимировании разрушенных производственных мощностей, в том числе в колониях-поселениях (КП). Вместе с фотокорром Егором Козадаевым мы побывали в одной из них — КП №32, расположенной в районе Кызыл-Аскера.

Как рассказали перед нашим посещением ветераны УИС, несколько лет назад эта, на воровском сленге, «колонка» представляла собой жалкое зрелище: заросшая камышом обвалившаяся крыша, полуразрушенные жилые помещения и огромные завалы мусора на территории. Во многом благодаря усилиям нынешнего начальника КП-32 подполковника Темура Анаркулова, личному составу и при поддержке руководства ГСИН колония-поселение сегодня стала образцово-показательным исправительным учреждением такого вида отбывания наказания и лучшим по итогам прошлого года. Здесь созданы нормальные условия содержания для осужденных: бросаются в глаза ухоженность территории и аккуратный внутренний порядок, организовано трехразовое питание, а главное, весь спецконтингент трудоустроен. Имеется свое производство по выпуску 20 наименований продукции для силовых структур, в том числе 12 видов офисной мебели и двухъярусные металлические кровати для военнослужащих; в прошлом году выпущено более 60 тонн макаронных изделий, полностью обеспечившие потребность всех закрытых учреждений ГСИН.

Первый шаг к жизни на свободеНаше посещение колонии совпало с карточной проверкой и личным досмотром по изъятию запрещенных предметов. На них обязаны присутствовать все без исключения осужденные, в том числе и те, кто работает по договору в хозяйствующих субъектах.

Неявка считается грубым нарушением режима, за что может последовать наказание вплоть до содержания в штрафном изоляторе, так что сравнительно вольная жизнь поселенцев жестко контролируется администрацией. По воровским понятиям, не принято хвалить «хозяина», но, как выяснилось из разговора с осужденными, Темур Кудайкулович пользуется у них заслуженным авторитетом за справедливость и принципиальность. Уважают его и родственники поселенцев за помощь в их перевоспитании. «Наши подопечные, — говорит подполковник, — не мелкие воришки и уличная шпана, а серьезные преступники. Но они — все наши граждане и имеют право на человеческие условия содержания, на перспективу к нормальной жизни после освобождения. Ведь озлобленные на всё и вся в местах лишения свободы, выходя на волю, они вновь совершают преступления».

В колонии-поселении функционирует филиал ПТУ №6. По словам его директора Александра Харичкова, из 150 колонистов в нем обучаются больше половины. Готовят специалистов в основном по востребованным профессиям: электриков, парикмахеров, газоэлектросварщиков, механиков по ремонту холодильных установок, бытовых и автомобильных кондиционеров и других. Срок обучения — 5 месяцев.

«Колония-поселение — это ступенька к жизни на воле, — говорит заслуженный работник профтехобразования А. Харичков, — и наша задача — подготовить к ней осужденных. Имея специальность, они быстрее адаптируются в новых условиях».

Первый шаг к жизни на свободеКак правило, осужденные неохотно идут на контакт с журналистами, но нам удалось поговорить с одним из них. Алексей Егембердиев, ранее не судимый, отбывает наказание за убийство. Защищая супругу от насильника, превысил необходимую оборону. Когда посадили, жена с ним развелась. По отбытии одной третьей срока в закрытой ИК-47 переведен на «колонку». Алексей по специальности автомеханик, после освобождения хочет открыть свою станцию технического обслуживания. По его словам, администрация колонии помогла ему поверить в собственные силы и обрести надежду.

Попрощавшись с поселенцами, мы отправились в Государственную службу исполнения наказаний, чтобы подробнее узнать, какой вклад колонии-поселения вносят в развитие уголовно-исполнительной системы. Как рассказал начальник управления КП ГСИН подполковник Тынчтык Абдылдаев, в структуру ведомства входят 14 колоний-поселений с двумя направлениями деятельности: производство и сельское хозяйство. В основном они работают на нужды закрытых исправительных учреждений, поставляя продукты питания, овощи, мясо, молоко и корпусную мебель для жилых помещений. В прошлом году прибыль от деятельности колоний-поселений составила более 28 миллионов сомов. Большая работа проводится по повышению рентабельности исправительных учреждений для последующего выхода их конкурентоспособной продукции на внешний рынок.

Первый шаг к жизни на свободеПо договоренности с ФСИН России, в одну из городских колоний-поселений доставлено и установлено оборудование по производству брусчатки. Планируется, что по договору с мэрией на улицах столицы их установят сами поселенцы, а мебельное производство обеспечат лесозаготовки Красноярского края РФ. Безусловно, развитие производства в колониях-поселениях требует дополнительного финансирования. Но, как считает руководство ГСИН, затраты этого стоят. Надо только рационально использовать их производственный потенциал и трудовую занятость спецконтингента.

Сергей СИДОРОВ.
Фото Егора КОЗАДАЕВА.






Добавить комментарий